Этот веб-сайт использует файлы cookie для обеспечения более удобного и частного просмотра. Файлы cookie хранят полезную информацию на вашем компьютере для того, чтобы мы могли улучшить оперативность и точность нашего сайта для вашей работы. В некоторых случаях файлы cookie необходимы для обеспечения корректной работы сайта. Заходя на данный сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. 

Фонд «Строганофф»

+7 (3439) 296-269

Лидия Кузьмина. Неизвестный Люлька: "Пламенные сердца" гения

 

 

 

Лидия Кузьмина. Неизвестный Люлька:«Пламенные сердца» гения.

Лидия Кузьмина. Неизвестный Люлька: «Пламенные сердца» гения. Серия «Авиаконструкторы». М.:Яуза, Эксмо, 2007. Без возрастных ограничений.

Книга «Неизвестный Люлька: «Пламенные сердца» гения» посвящена созданию под руководством Архипа Михайловича Люльки первых турбореактивных двигателей. Она включила в себя не только свидетельства очевидцев и участников этой огромной работы,  но и документальные сюжеты о характерах людей, обстановке, в которой они работали, о коротких мгновениях радости, когда работа завершается, и длительных буднях КБ,  об успехах и неудачах.

Но главное – это первый отечественный турбореактивный двигатель, без которого немыслима современная авиация,  который начал создавать в середине 30-х годов прошлого столетия мало кому известный молодой изобретатель Архип Люлька. Он стойко и смело прошел через технические трудности, отрицание, неверие многих специалистов в то, что его непоршневой, без воздушного винта мотор помчит самолет со сверхзвуковой скоростью и поднимет его в стратосферу.

Но в 1941 году Архипу Михайловичу выдали авторское свидетельство на новое его изобретение —турбореактивный двигатель РД-1. Спустя десятилетия эта схема получит международное признание. Его моторы будут на самолетах Сухого, Микояна, Ильюшина, Туполева, Бериева…  В это же время начал проектироваться реактивный самолет И-302. Помимо двух турбореактивных двигателей конструкции Архипа Люльки, этот истребитель должен был оснащаться жидкостным ракетным двигателем (ЖРД), который служил бы для разгона при взлёте, для увеличения скорости в процессе воздушного боя, а также для тог, чтобы резко уйти от истребителей противника в случае его численного превосходства или отсутствия боезапаса.

Однако весной 1941 года, когда стало ясно, что война начнётся в самые ближайшие месяцы, в КБ Болховитинова стал разрабатываться и подстраховочный вариант – чисто ракетный истребитель, в котором ЖРД, первоначально задумывавшийся как вспомогательный, служил бы основным двигателем.

Началась Великая Отечественная война. Все, что было создано в СКБ-1, пришлось укрыть на заводе. Шли особенно тяжелые первые годы войны, и все подчинялось задаче обеспечения фронта боевой техникой. СКБ-1 было эвакуировано в Свердловск, где Люлька продолжил свою работу. Полет летчика Г.Я.Бахчиванджи 15 мая 1942 г. на первом боевом реактивном самолете-истребителе, созданном под руководством В.Ф.Болховитинова, да и активные разработки по реактивной технике за границей диктовали необходимость форсирования работ по реактивным двигателям и самолетам.

Вершиной же творчества Люльки — гениального ученого, конструктора, инженера, организатора — стало создание уникального двигателя для самолета Су-27 и его модификаций. Сверхзвуковые самолеты с этими двигателями надежно служат, на них установлены многие мировые рекорды скорости, высоты и сверхманевренности. Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, академик Архип Михайлович Люлька беззаветно служил Родине, ее обороноспособности. В этой книге рассказано о жизни этого замечательного человека, его верных и надежных соратниках, учениках, продолжателях его славного дела.

Книга проиллюстрирована черно-белыми фотографиями и рассчитана на широкий круг читателей.

 

Нам есть кем гордиться!
Мы помним и чтим нашу историю!