Этот веб-сайт использует файлы cookie для обеспечения более удобного и частного просмотра. Файлы cookie хранят полезную информацию на вашем компьютере для того, чтобы мы могли улучшить оперативность и точность нашего сайта для вашей работы. В некоторых случаях файлы cookie необходимы для обеспечения корректной работы сайта. Заходя на данный сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. 

Фонд «Строганофф»

+7 (3439) 296-269

Петр Стефановский. Триста неизвестных

 

 

 

Петр Стефановский. Триста неизвестных. Серия: Военные мемуары. М.: Воениздат, 1973 г. Издание 2-е.  Без возрастных ограничений.

Автор книги Герой Советского Союза генерал-майор авиации П.М. Стефановский — военный летчик-испытатель 1-го класса. Книга «Триста неизвестных» написана им в жанре мемуаров. В 1963 году вышло первое издание, которое было с интересом встречено читателем, получило высокую оценку прессы и быстро разошлось. Этот успех не случаен. Автор прослужил в советской авиации тридцать с лишним лет, испытал в воздухе более 300 отечественных и зарубежных самолетов (от первых отечественных с поршневыми двигателями до реактивных истребителей и бомбардировщиков), внес весомый вклад в разработку правил выполнения полетов в сложных метеоусловиях, днем и ночью.

В 1973 году вышло второе, исправленное и дополненное, издание книги, которое более обстоятельно рассказывает о тех, кто давал отечественным самолетам путевку в небо.

Книга «Триста неизвестных» не только о технике, но и о людях, испытывающих ее, об ироничных, придумывавших прозвище каждой новой машине, пилотах, серьезных конструкторах и членах Политбюро, зачастую вообще не владевших необходимыми навыками. Много сказано о требованиях к летчикам-испытателям того времени. Серьезные знания по физике, аэродинамике, сопромату, навигации – лишь то немногое, что должен был знать человек, садившийся за штурвал.  

Гонка вооружений 30-х - 50-х годов  проходит в книге постоянным фоном. Стефановский описывает, как меры по повышению скорости истребителей рассматривались на заседаниях Политбюро, а устранение замечаний, на которые требовалось минимум полгода, происходило за 30 дней. 

Мемуары являются тематическими - от главы к главе летчик рассказывает, как он пришел в авиацию, как начал с бомбардировщиков, как испытывал самолеты и как разрабатывал теорию вывода машин из штопора, какие отношения складывались с конструкторами, и о первых шагах реактивной авиации. 

Шестнадцатую главу «Эра реактивных» Петр Стефановский начинает с рассказа о своей встрече с Г.Я. Бахчиванджи, описывает второй и третий полеты самолета БИ, которым, напомним, 10 и 12 января 2018 года исполнилось 75 лет. Именно из мемуаров Стефановского широкому кругу лиц стало известно выражение Г.Я.Бахчиванджи: «…на таких машинах сначала догоним, а потом и перегоним звук».

 Автор описывает и наблюдения за одним из полетов самолета БИ, приводит свои личные впечатления и отзыв Бахчиванджи о самолете БИ-1: «Мы подошли к какому-то невзрачному сооруженьицу.

   — Вот оно, будущее авиации, — почти торжественно произнес Бахчиванджи.

   Это «будущее авиации» представляло собой довольно жиденькую сварную ферму. На ней на скорую руку смонтированы комплекты баков и трубопроводов. Установлены сектора и приборная доска. Внизу крошечное место для двигателя. По тогдашним представлениям для него требовалось куда большее пространство. Заметив мое недоумение, Григорий Яковлевич пояснил:

   — Двигатель ракетный, малогабаритный. А силища! Стенд у нас, конечно, не по последнему слову техники. Но надежный. На нем отрабатываем двигатель перед постановкой на самолет, уточняем расход горючего. Тут же я осваиваю его запуск и остановку».

Мемуары проиллюстрированы большим количеством фотографий, что придает повествованию отличную наглядность. Книга рассчитана на широкий круг читателей.


Нам есть чем гордиться!
Мы помним и чтим нашу историю!