Этот веб-сайт использует файлы cookie для обеспечения более удобного и частного просмотра. Файлы cookie хранят полезную информацию на вашем компьютере для того, чтобы мы могли улучшить оперативность и точность нашего сайта для вашей работы. В некоторых случаях файлы cookie необходимы для обеспечения корректной работы сайта. Заходя на данный сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. 

Фонд «Строганофф»

+7 (3439) 296-269

Владимир Каменский. Художники крепостного Урала

 

 

 

Владимир Каменский. Художники крепостного Урала. Свердловск, Свердловское книжное издательство, 1957. Без возрастных ограничений.

С момента заселения Урала людьми на его территории развивались традиционные народные формы искусства и ремесел – резьба по дереву и бересте, вышивание, плетение кружев и многое другое. С развитием производства и появлением поселений при заводах самобытное народное творчество обогатилось новыми формами. Появились чугунное литье, искусство обработки цветного камня, художественные кузнечные изделия и многое другое.

Именно о новых формах искусства и новых профессиях, возникших на заводах Урала в XIX веке, книга Владимира Каменского.

Книга состоит из трех разделов. В первом детально рассматривается профессия художника-рисовальщика. Рисунок горнозаводского производства в начале XIX столетия стал принципиально новым направлением в графике. Художники-рисовальщики были, как правило, из заводских служителей-чертежников, горных инженеров  и техников, которым по долгу службы часто приходилось делать чертежи и зарисовки производства, так называемые «прошпекты заводов». Они выполнялись черно-белыми и в цвете, до сих пор большинство сведений об устройстве цехов и зданий заводов Урала XIX века известно только благодаря труду крепостных художников-рисовальщиков. В первом разделе книги «Художники крепостного Урала» также приводится обзор работ, дающих возможность получить представление о производстве. Среди рисовальщиков упоминаются не только такие признанные мастера как Вильгельм де Геннин (которому принадлежит рисунок Билимбаевского завода баронов Строгановых), но и те, чьи имена так и остались неизвестны, несмотря на то, что их работы были образцовыми и входили в различные издания по горному делу, в частности, в Атлас горных заводов Шлаттера.

Второй раздел – «Художники из клинковых рисовальщиков-оружейников» – как уже следует из названия, посвящен художественному украшению уральского холодного оружия. Разрисовка клинка была особой специальностью и существовала профессия рисовальщика-оружейника. На Урале эта отрасль художественного мастерства появилась в Златоусте, где в 1817 году была построена фабрика белого оружия, один из цехов которой носил название «цеха украшенного оружия». В разделе описываются тонкости работы рисовальщиков-оружейников, а также приводится любопытный факт о том, что «один из Строгановых настолько был впечатлен работой златоустовского мастера, что высочайше ходатайствовал об его обучении в строгановской академии художеств в Санкт-Петербурге». Рисовальщики-оружейники не только занимались украшением клинков, ими же создавались графические работы и акварели, на которых мастера запечатлевали этапы своей работы.  

В третьем разделе книги рассказывается о прикладном искусстве художественной разрисовке предметов домашнего обихода. Это и знаменитые тагильские подносы, и лаковые невьянские сундуки, и расписные столики и многое другое. Автор книги называет мастеров художниками-живописцами из заводских ремесленников, упоминая, что этот вид искусства появился на Урале раньше прочих, от бежавших на Урал в XVIII веке староверов. Описывая приемы, применявшиеся для росписи деревянных и металлических заготовок, В.Каменский акцентирует внимание читателя на том, что стоимость некоторых изделий достигала двухсот рублей, что по тем временам было баснословно дорого (для сравнения: заработок сплавщика на барках составлял всего 13 рублей за 3 месяца – прим. Фонд «Строганофф»).

В этом же разделе автор книги приводит краткий обзор жанровых картин и пейзажей, которые писали крепостные, упоминая, впрочем, что «создавались эти картины как блажь художника, которая не приносила дохода».

Книга проиллюстрирована черно-белыми изображениями и, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает перед читателем основные художественные направления, характерные для Урала в конце XVIII начале ХХ веков. Книга будет интересна историкам, краеведам, художникам, а также всем, кто интересуется уральским самобытным искусством.

27 – 29 июля 2018 года в поселке Билимбай городского округа Первоуральск прошел фестиваль искусств и народного творчества «I Строгановская биеннале», ставший еще одним шагом к возрождению искусства и народного творчества в поселке Билимбай. Программа фестиваля включала в себя работу выставки, на которой были представлены работы художников, а также проведение ярмарки, где билимбаевские мастера представляли  изделия, изготовленные по всем правилам прикладного искусства. Ознакомиться с итогами данного мероприятия можно на сайте Фонда «Строганофф».     

 

Нам есть чем гордиться!
Мы помним и чтим нашу историю!