Этот веб-сайт использует файлы cookie для обеспечения более удобного и частного просмотра. Файлы cookie хранят полезную информацию на вашем компьютере для того, чтобы мы могли улучшить оперативность и точность нашего сайта для вашей работы. В некоторых случаях файлы cookie необходимы для обеспечения корректной работы сайта. Заходя на данный сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. 

Фонд «Строганофф»

+7 (3439) 296-269

Нарком Победы: Алексей Шахурин

Нарком Победы: Алексей Шахурин

 

 

 

25 февраля (12 февраля по старому стилю) 1904 года родился Алексей Иванович Шахурин, Нарком авиационной промышленности (1940—1946), генерал-полковник инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда.

Алексей Шахурин появился на свет в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область) в крестьянской семье. С 15 лет он работал электромонтёром на заводе в Подольске, а в 17 лет стал фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Там он вступил в комсомол и без отрыва от производства окончил Московский инженерно-экономический институт, получив распределение в научно-исследовательский отдел Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского.

А.И.Шахурину не исполнилось и 36 лет, когда он, накануне Великой Отечественной войны был назначен наркомом авиационной промышленности – одного из ведущих наркоматов оборонной отрасли. Объявляя Шахурину о назначении, Сталин сказал: «Нужны свежие люди, хорошие организаторы, знающие авиационное дело». Генеральный секретарь ЦК КПСС не ошибся: на новом посту Шахурин провел колоссальную работу по созданию новых авиационных заводов, реконструкции ранее действующих, координацию работы конструкторских бюро и предприятий, запуску в серию новых образцов авиатехники, организации оперативного устранения дефектов и недостатков, выявленных в многочисленных боевых действиях предвоенного периода.

Так, 22 июня 1941 года В.Ф.Болховитинов направил в Народный комиссариат авиационной промышленности (НКАП) официальную заявку на создание реактивного истребителя, 9 июля письмо было у А.И.Шахурина, который лично доложил предложение И.В.Сталину, направив ему письмо № Н-20/5601 от 31 июля 1941 г., к которому был приложен проект постановления ГКО о строительстве самолета «Перехватчик» с реактивными двигателями.

Уже на следующий день Болховитинов, Костиков, Исаев и Березняк были вызваны в Кремль, где они формулировали проект постановления недавно созданного Государственного комитета обороны (ГКО). Постановление ГКО № 348cc о создании «перехватчика» с реактивным двигателем было подписано 1 августа 1941 года. А спустя два дня Шахурин подготовил подробный приказ №792сс, в котором директору и главному инженеру завода № 293 В.Ф.Болховитинову поручалось спроектировать и построить пять самолетов с реактивным двигателем. Первую машину предписывалось сдать к 5 сентября, а пятую — к 5 ноября 1941 года. Вновь создаваемый самолет должен был развивать скорость 850–900 км/ч (посадочная — 100 км/ч), подниматься на высоту 16 000 метров и летать на расстояние 120–170 км. Время разбега — 9 секунд, разгон до 900 км/ч — 21 секунда и подъем на высоту 5000 метров — 30 секунд. Продолжительность полета от взлета до посадки должна была быть не менее пяти минут. Задавалось и вооружение: две пушки ШВАК с боезапасом по 90 патронов на ствол и два пулемета ШВАК с суммарным боекомплектом 400 патронов.

Именно Шахурин организовал срочную эвакуацию авиационных и смежных предприятий в Заволжье, на Урал, в Среднюю Азию и в Сибирь. Около 85% авиационных заводов было эвакуировано на восток, где производство самолетов пришлось начинать буквально с нуля.

В этих условиях А.И.Шахурин сумел не только не потерять нити управления отраслью, но и сохранить необходимые кадры для продолжения непрерывного производства самолетов, а также продолжал лично контролировать как серийное производство (к концу сентября 1941 года советская авиапромышленность выпускала 100 самолетов в сутки), так и создание новой авиатехники.

За годы войны под руководством Шахурина было осуществлено не только техническое оснащение авиации, но и полное перевооружение новыми типами самолетов. Всего в боевом строю советской авиации к 9 мая 1945 года состояло 47,3 тысячи боевых самолетов.

Отгремели победные залпы, и, казалось, что самое страшное уже позади, однако, судьба преподнесла Шахурину новое испытание: в 1946 году он был репрессирован по «авиационному делу и осужден на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции». Лишь после смерти Сталина, 29 мая 1953 года А.И.Шахурин был реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года ему вернули все награды и звания.

После реабилитации он работал Первым заместителем Министра авиационной промышленности СССР, первый Заместитель Министра авиационной промышленности СССР, а незадолго до выхода на пенсию в августе 1959 года ­был назначен заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.

Алексей Иванович Шахурин – автор мемуаров «Крылья победы», обзор которых мы представим в ближайший понедельник. Примечательно, что при жизни книга так и не вышла в свет. Лишь после смерти оставшуюся рукопись передали в Издательство политической литературы братья Алексея Ивановича — Петр Иванович и Сергей Иванович Шахурины.

Умер Алексей Иванович Шахурин 3 июля 1975 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Нам есть кем гордиться!
Мы помним и чтим нашу историю!

Информация и фото подготовлены по материалам из открытых источников.

 

Оставить комментарий

Другие новости

20.06.2018

85 лет назад Первоуральск обрел статус города

20 июня 1933 года Президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) утвердил преобразование рабочего поселка Первоуральский в город районного подчинения с присвоением ему названия «Первоуральск».

17.06.2018

284 года назад

17 июня 1734 года, Билимбаевский чугуноплавильный и железоделательный завод выдал первый чугун.  Именно эта дата считается днем основания поселка Билимбай.

07.06.2018

Летний оздоровительный лагерь МАОУ СОШ № 22

Три отряда летнего оздоровительного лагеря МАОУ СОШ № 22 п.Билимбай 07 июня 2018 года пришли на экскурсию в музей Дома народной культуры Фонда «Строганофф». Ранее в музее побывали еще три отряда.

Вернуться к списку новостей