Этот веб-сайт использует файлы cookie для обеспечения более удобного и частного просмотра. Файлы cookie хранят полезную информацию на вашем компьютере для того, чтобы мы могли улучшить оперативность и точность нашего сайта для вашей работы. В некоторых случаях файлы cookie необходимы для обеспечения корректной работы сайта. Заходя на данный сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. 

Фонд «Строганофф»

+7 (3439) 296-269

Нарком Победы: Алексей Шахурин

Нарком Победы: Алексей Шахурин

 

 

 

25 февраля (12 февраля по старому стилю) 1904 года родился Алексей Иванович Шахурин, Нарком авиационной промышленности (1940—1946), генерал-полковник инженерно-авиационной службы, Герой Социалистического Труда.

Алексей Шахурин появился на свет в селе Михайловское Подольского уезда Московской губернии (ныне Московская область) в крестьянской семье. С 15 лет он работал электромонтёром на заводе в Подольске, а в 17 лет стал фрезеровщиком на заводе «Манометр» в Москве. Там он вступил в комсомол и без отрыва от производства окончил Московский инженерно-экономический институт, получив распределение в научно-исследовательский отдел Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского.

А.И.Шахурину не исполнилось и 36 лет, когда он, накануне Великой Отечественной войны был назначен наркомом авиационной промышленности – одного из ведущих наркоматов оборонной отрасли. Объявляя Шахурину о назначении, Сталин сказал: «Нужны свежие люди, хорошие организаторы, знающие авиационное дело». Генеральный секретарь ЦК КПСС не ошибся: на новом посту Шахурин провел колоссальную работу по созданию новых авиационных заводов, реконструкции ранее действующих, координацию работы конструкторских бюро и предприятий, запуску в серию новых образцов авиатехники, организации оперативного устранения дефектов и недостатков, выявленных в многочисленных боевых действиях предвоенного периода.

Так, 22 июня 1941 года В.Ф.Болховитинов направил в Народный комиссариат авиационной промышленности (НКАП) официальную заявку на создание реактивного истребителя, 9 июля письмо было у А.И.Шахурина, который лично доложил предложение И.В.Сталину, направив ему письмо № Н-20/5601 от 31 июля 1941 г., к которому был приложен проект постановления ГКО о строительстве самолета «Перехватчик» с реактивными двигателями.

Уже на следующий день Болховитинов, Костиков, Исаев и Березняк были вызваны в Кремль, где они формулировали проект постановления недавно созданного Государственного комитета обороны (ГКО). Постановление ГКО № 348cc о создании «перехватчика» с реактивным двигателем было подписано 1 августа 1941 года. А спустя два дня Шахурин подготовил подробный приказ №792сс, в котором директору и главному инженеру завода № 293 В.Ф.Болховитинову поручалось спроектировать и построить пять самолетов с реактивным двигателем. Первую машину предписывалось сдать к 5 сентября, а пятую — к 5 ноября 1941 года. Вновь создаваемый самолет должен был развивать скорость 850–900 км/ч (посадочная — 100 км/ч), подниматься на высоту 16 000 метров и летать на расстояние 120–170 км. Время разбега — 9 секунд, разгон до 900 км/ч — 21 секунда и подъем на высоту 5000 метров — 30 секунд. Продолжительность полета от взлета до посадки должна была быть не менее пяти минут. Задавалось и вооружение: две пушки ШВАК с боезапасом по 90 патронов на ствол и два пулемета ШВАК с суммарным боекомплектом 400 патронов.

Именно Шахурин организовал срочную эвакуацию авиационных и смежных предприятий в Заволжье, на Урал, в Среднюю Азию и в Сибирь. Около 85% авиационных заводов было эвакуировано на восток, где производство самолетов пришлось начинать буквально с нуля.

В этих условиях А.И.Шахурин сумел не только не потерять нити управления отраслью, но и сохранить необходимые кадры для продолжения непрерывного производства самолетов, а также продолжал лично контролировать как серийное производство (к концу сентября 1941 года советская авиапромышленность выпускала 100 самолетов в сутки), так и создание новой авиатехники.

За годы войны под руководством Шахурина было осуществлено не только техническое оснащение авиации, но и полное перевооружение новыми типами самолетов. Всего в боевом строю советской авиации к 9 мая 1945 года состояло 47,3 тысячи боевых самолетов.

Отгремели победные залпы, и, казалось, что самое страшное уже позади, однако, судьба преподнесла Шахурину новое испытание: в 1946 году он был репрессирован по «авиационному делу и осужден на 7 лет по обвинению в «превышении власти» и «выпуске нестандартной, недоброкачественной и некомплектной продукции». Лишь после смерти Сталина, 29 мая 1953 года А.И.Шахурин был реабилитирован и освобождён. 2 июня 1953 года ему вернули все награды и звания.

После реабилитации он работал Первым заместителем Министра авиационной промышленности СССР, первый Заместитель Министра авиационной промышленности СССР, а незадолго до выхода на пенсию в августе 1959 года ­был назначен заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям.

Алексей Иванович Шахурин – автор мемуаров «Крылья победы», обзор которых мы представим в ближайший понедельник. Примечательно, что при жизни книга так и не вышла в свет. Лишь после смерти оставшуюся рукопись передали в Издательство политической литературы братья Алексея Ивановича — Петр Иванович и Сергей Иванович Шахурины.

Умер Алексей Иванович Шахурин 3 июля 1975 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Нам есть кем гордиться!
Мы помним и чтим нашу историю!

Информация и фото подготовлены по материалам из открытых источников.

 

Оставить комментарий

Другие новости

18.11.2018

"Вольный ветер" в поселке Билимбай

18 ноября 2018 года любители активного отдыха первоуральского туристического клуба «Вольный ветер», созданного на базе турклуба ПНТЗ, посетили поселок Билимбай и Дом Народной Культуры Фонда «Строганофф».

13.11.2018

Международный день слепых

13 ноября  отмечается Международный день слепых —  дата, призванная привлечь внимание мировой общественности  к слабовидящим людям и тем, кто навсегда потерял зрение.

10.11.2018

Тематическая экскурсия, посвященная памятной дате 7 ноября 1941 года

Вспомнить, как 77 лет назад в поселок Билимбай прибыл эшелон, эвакуировавший на Урал завод № 293 Наркомата авиационной промышленности, почтить великий подвиг и память тех, кто в тылу работал во имя победы советского народа в Великой Отечественной войне, собрались участники военно-патриотического объединения «Рысь» поселка Билимбай и экскурсанты из Челябинска, приехавшие познакомиться с местом, где создавался  первый советский истребитель с реактивным двигателем БИ-1. Тематическую экскурсию для гостей провели представители Фонда «Строганофф».

Вернуться к списку новостей