Этот веб-сайт использует файлы cookie для обеспечения более удобного и частного просмотра. Файлы cookie хранят полезную информацию на вашем компьютере для того, чтобы мы могли улучшить оперативность и точность нашего сайта для вашей работы. В некоторых случаях файлы cookie необходимы для обеспечения корректной работы сайта. Заходя на данный сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. 

Фонд «Строганофф»

+7 (3439) 296-269

Опыт сплавов судов на лотах по реке Чусовой

Опыт сплавов судов на лотах по реке Чусовой

 

 

 

Фонд «Строганофф» продолжает обзор периодических изданий XIX века, благодаря которым мы можем увидеть Билимбай глазами современников эпохи Строгановых. Сегодня в обзоре – статья Я.А.Рогова (управляющий  Билимбаевского завода в 1876-1882 гг.), опубликованная в еженедельной газете «Екатеринбургская неделя» № 21 от 03.07.1881 г.

В одном из выпусков проекта «Билимбай: История. Лица. События» мы рассказывали о путеводителе П.Распопова «Река Чусовая: Путеводитель от Коуровки до города Чусового».  Среди интереснейших исторических фактов, которые приведены в книге, есть и информация о применении на Билимбаевском заводе нового способа сплава судов по Чусовой – с помощью спущенного сзади груза-лота. Более подробно об этом способе сплава читатель может узнать из путеводителя, в котором также имеются и фотографии, иллюстрирующие данный процесс.

Впервые гружёное чугуном судно на лоту было отправлено по Чусовой промышленником Н.Г.Стрижовым, который решился на эксперимент в 1880 году. А уже в 1881 году Билимбаевский завод Строгановых не только подхватил эстафету у Стрижова, но и поделился собственным опытом сплава на лотах.

Идея  принять «опыт сплава на лотах с верхних пристаней реки Чусовой» впервые прозвучала в ноябре 1880 года на съезде уральских  горнозаводчиков  в  Екатеринбурге. Там же было постановлено  произвести сплав на лотах под контролем инженера путей сообщения и за счет средств частных горнопромышленников.

На губернском земском собрании в январе 1881 года было принято решение, что из двух крупнейших караванов верхних пристаней опыт будет внедрять Билимбаевский завод, т.к. Ревдинский «дает воду из своих прудов для сплава караванов».

Билимбаевское заводоуправление подошло к делу со всей ответственностью: «не будучи знакомо с лотовым сплавом судов, достало <…> двух опытных лоцманов, плавающих по реке Косьве [левый приток реки Камы – прим. Фонд «Строганофф»] на лотах».

Лоцманы прибыли в Билимбай уже 3 апреля 1881 года, немедленно приступив к устройству на двух барках приспособлений для сплава и изготовлению самих лотов.

«Приспособления эти состояли из 2 воротов, поставленных по средине судна один за другим<…>, и с длинным на корме поперечным брусом, вместо огнива, на котором, на концах, вставлены толстые пальцы, по два на каждом конце; между ними должна проходить снасть от воротов к лотам. Лоты железные, с большими звеньями цепи, с вложенными в них чугунными крестами…», – описывает механизм для сплава Я. Рогов.

Зима 1880-1881 года в Билимбае выдалась малоснежная, снег сошел очень рано и уже 10 апреля 1881 года Билимбаевское заводоуправление  получило уведомление от инженера, «заведующего рекой Чусовой», что 11 апреля будет произведен выпуск воды для очистки льда, а 16 апреля река будет открыта для сплава караванов.

К этому времени воды в Чусовой было сверх  межени [низкий уровень воды в реке – прим. Фонд «Строганофф»] всего 4 вершка [1 вершок = 4,445 см – прим. Фонд «Строганофф»], кроме того, Ревдинский завод перенес срок пуска воды из прудов для сплава караванов на 14 апреля, что не удалось изменить даже инженеру путей сообщения.

Тем не менее, «Билимбаевское заводоуправление, благодаря энергичным мерам, в 1/2 суток приготовило свои обыкновенные суда в путь, лотовые же не могло приготовить в 14 число», из-за чего их спуск на воду был сдвинут на один день.

Вот как описывает этот сплав Яков Рогов:
«С полудня 14-го числа вода в Чусовой, против Билимбаевской пристани, стала прибывать, с 2-х часов [дня – прим. Фонд «Строганофф»] сделалась сплавною, и с этого часа начали отплывать Билимбаевские суда; к 6 часам [вечера – прим. Фонд «Строганофф»] отплыли все обыкновенные, числом 47 коломенок [старинное речное грузовое, обычно беспалубное, судно типа барки ­– прим. Фонд «Строганофф»].

В то же время, проплывали мимо пристани Ревдинские и Шайтанские суда, но все они, или большая часть их, остановились ниже Билимбаевской пристани <…>, потому что фарватер реки был загражден засевшими на Коновальских мелях судами». Сняться с мели они смогли только на следующий день, когда увеличился выпуск воды из Билимбаевского пруда.
В 6 часов утра 15 апреля 1881 года два груженых  лотовых судна отплыли от Билимбаевской пристани. Сразу стало ясно, что из-за малого количества воды первоначально установленные 60-ти пудовые лоты тяжелы; их вынули и подвязали запасные, весом в два раза меньше.

Преимущество подобного способа сплава оценили сразу: суда без проблем миновали Коноваловскую и Крылосовскую мели, требовали меньшее количество судорабочих (на обыкновенных судах требовалось сорок человек, на лотовом – для первого раза было взято двадцать четыре, но делается оговорка, что и семнадцати было бы достаточно), упрощалась остановка судна и облегчалось управление им.

На следующий день, 16 апреля, «лотовый опыт» был завершен, поскольку одно судно село на мель около деревни Трека, а второе не смогло двигаться, поскольку прошла валовая вода.

По наблюдению, сделанному на Билимбаевской пристани, убыль воды началась с полудня 15 апреля, ровно чрез сутки после прибыли, поскольку Ревдинский завод на 6 часов сократил выпуск воды из прудов. Если бы этого не произошло, опытные суда без проблем бы преодолели Дарьинский перекат, где сплавная вода уже была в достаточном количестве.

Несмотря на убытки в 800 рублей, понесенные из-за действий Ревдинского заводоуправления, Рогов считает, что «эксперимент можно считать удавшимся, тем более, что весна была маловодной и сплав произведен на прудовой воде». Выгода же, по словам автора, от замены сплавом на лотах огромная: расходы на оплату труда судорабочих сократятся на 11 тысяч рублей, не будет крушений при торможении судов и т.д. Недостаток был назван только один: время в пути удлинялось на два дня, но даже расходы на оплату судорабочих в эти дни в десятки раз перекрывались полученной выгодой.

В конце статьи Яков Рогов предлагает рассмотреть на очередном съезде уральских горнозаводчиков вопрос об увеличении времени выпуска прудовой воды, необходимой для осуществления сплавов по мелководью.

Учитывая, что в 1882 году Билимбаевским заводом было отправлено уже пять лотовых судов (см. путеводитель П.Распопова «Река Чусовая: Путеводитель от Коуровки до города Чусового»), данный вопрос был решен положительно.

 

Нам есть чем гордиться!
Мы помним и чтим нашу историю!

Оставить комментарий

Другие новости

12.12.2018

Документальный фильм "Строгановы. Елена последняя"

Фильм снят Первым каналом о жизни Елены Андреевны Строгановой (баронессы Элен фон Людингаузен), последней из великой династии, наследнице знаменитого рода, о котором говорили, что "богаче их только цари". 

11.12.2018

11 декабря - Международный день гор

Праздничная дата была установлена по решению 57-й Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция № A/RES/57/245) в январе 2003 года с целью привлечения внимания к проблемам развития горных регионов планеты и необходимости оказания помощи их населению.

10.12.2018

100 лет со дня рождения Семихатова Николая Александровича

Сегодня, 10 декабря, представители Фонда «Строганофф» приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных дню рождения академика Н.А.Семихатова.

Вернуться к списку новостей