Этот веб-сайт использует файлы cookie для обеспечения более удобного и частного просмотра. Файлы cookie хранят полезную информацию на вашем компьютере для того, чтобы мы могли улучшить оперативность и точность нашего сайта для вашей работы. В некоторых случаях файлы cookie необходимы для обеспечения корректной работы сайта. Заходя на данный сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. 

Фонд «Строганофф»

+7 (3439) 296-269

"Все дальнейшее - дело техники": 110 лет со дня рождения Николая Алексеевича Пилюгина

"Все дальнейшее - дело техники": 110 лет со дня рождения Николая Алексеевича Пилюгина

 

 

 

18 мая 2018 года исполняется 110 лет со дня рождения дважды Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской и Государственной премий Николая Алексеевича Пилюгина.

Н.А.Пилюгин является создателем научной и инженерной школы в ракетно-космической отрасли. Именно ему – ученому, доктору технических наук, члену-корреспонденту, академику, члену Президиума Академии Наук СССР – принадлежала главная роль в научно-практических решениях задач управления полетом статически неустойчивых ракет, методик моделирования на аналого-цифровых средствах процессов управления, создания методов обеспечения высокой надежности систем автономного управления ракетными и ракетно-космическими комплексами.

Николай Пилюгин родился 18 мая (5 мая по старому стилю) 1908 года в Красном Селе под Санкт-Петербургом. Окончив 9 классов средней школы, он стал работать в ЦАГИ слесарем. Способного молодого человека заметил авиаконструктор А.Н.Туполев, и Николай получил направление в МВТУ им.Баумана. После окончания института он продолжил работу в ЦАГИ, а с 1941 г. – в Летно-испытательном институте, затем во вновь созданном НИИ-1 ракетной и космической техники, где ему было поручено руководство разработкой и испытаниями авиационных приборов.

Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны, в поселок Билимбай, конструкторских бюро, Николай Пилюгин вел активную работу над разработкой самолета с жидкостным ракетным двигателем БИ-1 и его авиационным приборам. Успешные испытания, опыт и наработки полученные в те годы, при работе над БИ, были очень полезны, и в дальнейшем послужили отправной точкой в развитии советской ракетной и космической технике.

С 1945 по 1947 г. в составе группы, возглавляемой С.П.Королёвым, Николай Пилюгин работал в Германии. Именно тогда началась их дружба с Королёвым, которая продолжалась долгие годы.

После выхода 13 мая 1946 г. известного постановления, касающегося вопросов реактивного вооружения, Пилюгина назначают начальником отдела в НИИ-885 главным конструктором систем управления. По предложению С.П.Королёва он вошел в Совет главных конструкторов.

Уже в 1947 г. коллективом Пилюгина были созданы системы управления первой отечественной ракетой Р-1, а затем Р-2, автономные системы которых, позволяли самостоятельно корректировать траекторию полета ракет и обеспечивать точность их попадания в цель, что стало настоящим прорывом в космической отрасли.

Особой вехой на творческом пути конструктора стала ракета Р-7 – легендарная «семерка», с которой связаны основные успехи в освоении космоса – запуск первого спутника, первый полет человека в космос, первые программы по исследованию планет солнечной системы.

В 1963 г. Николай Алексеевич становится руководителем НИИ автоматики и приборостроения.  Он до мельчайших деталей вникал во все, что касалось новаций. Еще в 1959 г. он организовал специальную лабораторию по созданию гиростабилизированных платформ, на базе которых был создан ракетно-космический комплекс «Протон», эксплуатируемый до настоящего времени, под его руководством была разработана полностью цифровая система управления для космического корабля Л-1, впервые облетевшего Луну и совершившего мягкую посадку на Землю. Он начал разработку и системы управления  для проекта «Энергия-Буран», работу над которым после его смерти продолжил его воспитанник В.Г.Сергеев.  

До сих пор предложенные Н.А.Пилюгиным решения обеспечивают высокую боеготовность и точность выполнения задач по управлению ракетно-космическими комплексами, а структура, им созданная (в настоящее время – ФГУП «Научно-производственный Центр автоматики и приборостроения» им Н.А.Пилюгина), превратилась в мощную организацию с теоретическими, приборными, конструкторскими, технологическими, комплексными подразделениями и развитым производством.

Николай Алексеевич Пилюгин по праву признан великим экспериментатором, конструктором, ученым и творцом. Он награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, правительственными медалями, в том числе медалями АН СССР.

Скончался Николай Алексеевич в 1982 в Москве. Но до сегодняшнего дня на большинстве ракет, образующих ракетно-ядерный щит нашей страны, дежурят системы управления, ответственность за надёжность и боевые качества которых несут ученики и последователи академика Пилюгина.

 

Нам есть кем гордиться!
Мы помним и чтим нашу историю!

Информация и фото подготовлены по материалам из открытых источников.

Оставить комментарий

Другие новости

15.05.2018

Первый полет советского самолета с жидкостным ракетным двигателем

15 мая 1942 года произошло историческое событие, открывшее эру реактивной авиации: с аэродрома «Кольцово» в воздух поднялся первый советский самолет с жидкостным ракетным двигателем БИ-1.

15.05.2018

Первый беспилотный полет корабля "Восток"

15 мая 1960 года боевым расчетом 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (ныне космодром «Байконур») была запущена ракета-носитель «Восток» с космическим кораблем «Восток-1П» (1КП). Это был первый беспилотный вариант корабля-спутника «Восток», созданный с целью летной отработки конструкции и систем корабля для полета человека.

Вернуться к списку новостей