Этот веб-сайт использует файлы cookie для обеспечения более удобного и частного просмотра. Файлы cookie хранят полезную информацию на вашем компьютере для того, чтобы мы могли улучшить оперативность и точность нашего сайта для вашей работы. В некоторых случаях файлы cookie необходимы для обеспечения корректной работы сайта. Заходя на данный сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. 

Фонд «Строганофф»

+7 (3439) 296-269

История Храма

 

 

 

Первая церковь в поселке Билимбай была построена вскоре после его основания – в 1737 году, но просуществовала недолго, поскольку деревянное строение было уничтожено огнем. Эта же печальная участь постигла и новый (также деревянный) храм, выстроенный на этом же месте в 1779 году.  

В 1820 году (в некоторых источниках – 1816, 1818)  Строгановыми была заложена новая каменная церковь  в честь Святой Живоначальной Троицы. Разночтение в датах объясняется просто – в 1816 году было принято решение о строительстве храма, в 1818 – утвержден его проект, а в 1820 году (и тут авторы  сходятся во мнениях) были заложены все три предела: Христорождественский, главный и северный предел в честь Казанской иконы Божьей матери, освященные, соответственно, в 1837, 1839 и 1855 годах, а  июне 1873 года была заложена и колокольня, построенная в 1879 году. В 1885 году церковь была окружена ажурной чугунной оградой на каменном основании, изготовленной билимбаевскими мастерами.   

Расположившийся в центре бывшей предзаводской площади, Храм был простым и рациональным, лишенным изысков и пышности стилей барокко и рококо, которым на смену в начале XIX века уже пришел классицизм.   Отличительной  особенностью  нового Храма  стали уникальные даже для Урала чугунные ажурные капители колонн и их основания, выполненные методом художественного литья на Билимбаевском чугуноплавильном заводе,  а также барельефы,  прекрасно сохранившиеся по сей день.

Существует мнение, что архитектором Храма был Андрей Воронихин, крепостной зодчий Строгановых. Однако с 1779 года он жил и работал в Санкт-Петербурге, а самой  известной его работой является собор в честь иконы Казанской Божией Матери, расположенный на Казанской площади, примыкающей к Невскому проспекту.   Воронихин умер в 1814 году, т.е. за несколько лет до принятия решения о строительстве Свято-Троицкого Храма в пос. Билимбай.

Вместе с тем невероятная схожесть отдельных элементов  того же Казанского собора в  г. Санкт-Петербурге и Билимбаевского Свято-Троицкого Храма, позволяет предположить, что если архитектором последнего и не был А. Воронихин, то это, с большой долей вероятности,  был кто-то из его учеников. Также есть точка зрения, что Воронихиным, еще в бытность его крепостным Строгановых, был создан проект некого храма, который в дальнейшем был взят за основу  при проектировании каменного храма в пос. Билимбай.  Многие исследователи считают, что автором проекта был Иван Иванович Свиязев.

Новый храм  считался самым красивым и богатым в епархии. Писательница Агния Кузнецова (одна из потомков крепостного Строгановых) в своей книге «Под бурями судьбы жестокой…» (изд. Пермь, 1979) так описывает Свято-Троицкий Храм: "Каменная церковь Билимбая была гордостью прихожан. Она украшала городок, придавала ему особое степенство. Внутри церкви изгибы купола, крашенные в голубой цвет, изображали небо, отороченное кое-где пушистыми белыми облаками. На одном из них был нарисован золоченый трон, и на троне восседал Бог — создатель мира. А вокруг как бы парили ангелы в облике наивно-приветливых младенцев с крылышками».

Из всех церковных достопримечательностей выделялись две богатые иконы: "Спасителя" и "Божией Матери", купленные за огромные деньги и пожертвованные графом С.Г. Строгановым. Храм отличался изумительной акустикой. При храме имелась церковно-приходская школа для детей. Росписи в Храме были выполнены в божественном стиле учеником Брюллова – художником Поповым.

Свято-Троицкий Храм стал одним из трех, освященных во имя воинской славы России в связи с победой в Отечественной войне 1812 года.

В 1914 году в Билимбае произошло мощное землетрясение, но здание Храма устояло.

В 1934 году храм был закрыт. Вначале сняли колокола, через год снесли кресты, а еще через несколько лет  Храм лишился и колокольни. Дольше всего продержался купол – он был срублен с крыши только в 60-е годы XX века.

В начале  Великой Отечественной войны в здании храма временно располагали  людей  из центральных регионов страны, прибывших на Урал вместе с эвакуированными предприятиями. 

Так, в здании Храма располагалось конструкторское бюро Николая Камова и его заместителя Михаила Миля. Ими велись разработки автожиров и проводились исследования в области устойчивости самолетов, которые в последующем стали основной при создании всем известных советских вертолетов серий Миля и Камова.

Конструкторское бюро Болховитинова с конструкторами Березняком и Исаевым находилось там же.  В тяжелых условиях эвакуации, при отсутствии необходимой технической базы они разрабатывали первый советский реактивный самолет с ракетным двигателем БИ-1 – ближний истребитель с жидкостным ракетным двигателем Душкина.

Топливом для данного самолета был керосин, а окислителем являлась азотная кислота. Такой двигатель мог работать вне пределов атмосферы, при отсутствии кислорода. Первые стационарные испытания проходили на берегу Билимбаевского пруда.

Летчиком-испытателем был капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи, уроженец Краснодарского края. Первый официальный полет БИ-1 произошел на аэродроме Кольцово в городе Свердловске 15 мая 1942 года. Полет продолжался 3 мин. 9 сек.,в дальнейшем  самолет испытывался на разных режимах. Задание на полёт 27 марта 1943 (седьмой по счёту) отличалось от предыдущих. Самолет должен был испытываться на максимальную скорость полёта. С точки зрения наблюдателей, с земли до момента выключения двигателя полёт проходил по плану, однако потом самолёт вошёл в пике и, не совершая попыток выйти из него, столкнулся с землёй. Лётчик-испытатель погиб.

Как позже выяснилось самолет достиг критической скорости более 800 км/ч, в результате чего произошло «затягивание в пикирование». Этот эффект на тот момент был еще не известен науке. Летчик Григорий Бахчиванджи был похоронен на Кольцовском кладбище. После этой катастрофы проект был приостановлен. Однако опыт, накопленный в КБ Болховитинова при работе над БИ-1, был очень полезен. В последующем, данные научные разработки и опыт, полученный при испытаниях реактивного самолета, были использованы при разработках ракетного вооружения, реактивной авиации и создании космических аппаратов. Известны и слова Юрия Гагарина по этому поводу: "Без полетов Григория Бахчиванджи  возможно бы не было и 12 апреля 1961 года".

 Даже в тяжелые дни войны, дни суровых испытаний, Свято-Троицкий Храм, вольно или невольно, собирал под своими сводами тех, кто стремился к небу. Случайность ли это, или так было  предопределено свыше? 

После окончания войны   Храм  несколько лет стоял  закрытым. Но в 60-х годах XX века здание   подверглось капитальному ремонту и реконструкции, было  поделено на этажи,   в нем появились перегородки, новые лестницы и  укрепленная крыша. Помещения передали   Дому культуры и использовали  под краеведческий музей, кинотеатр, концертный зал, театр, музыкальную школу, библиотеку. В 1973 году здание бывшего Храма передали  на баланс Билимбаевского экспериментального завода строительных конструкций и деталей.

В 90-е годы здание стало бесхозным и начало разрушаться, и в 1994 году Храм вернули Екатеринбургской епархии. Сегодня там проведен небольшой косметический ремонт снаружи и внутри,  возрождены Богоявленский и  Казанский пределы, где сейчас проходят богослужения и проводятся обряды крещения, венчания, отпевания. На одной из стен можно увидеть фрагмент оригинальной росписи времен Строгановых.

Особо почитаемой святыней Храма является мироточивый деревянный Крест-Голгофа, привлекающий к себе  внимание священников и прихожан.

 Существует у Храма и своя легенда  о подземных ходах из храмового подвала   в дом священника и управляющего строгановским заводом. Предание гласит, что подземные ходы были в человеческий рост, выложены кирпичом и освещались свечами в чугунных подсвечниках.  

Храм входит в число памятников истории и культуры Свердловской области и является объектом культурного наследия регионального значения.

На основании Решения Исполнительного Комитета Свердловского областного Совета Народных Депутатов от 18 февраля 1991 г. № 75 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области», Церковь Святой Троицы (так наименование Храма звучит в официальном документе), построенная в 1820 – 1879 г.г. в рабочем поселке Билимбай (ул. Бахчиванджи), включена в Государственный список памятников истории и культуры Свердловской области, принимаемых под местную государственную охрану, за номером 1068.

Благодаря работе «Фонда «Строганофф», внимание к Свято-Троицкому храму пос. Билимбай в последнее время заметно усилилось.  Он интересен архитекторам, исследователям, художникам и всем людям, которым небезразлична история своего края. 

 

 

По материалам: Аболенцева Л., «Помогите спасти святыню» /публикация в газете "Вечерний Первоуральск" 08.06.2006 г., Акифьева Н. В. «Украшение уральских заводов Вашего Сиятельства, во славу Божью» / ВЕСИ. 2010. № 1., фильм «Неизвестный Билимбай», сайт semantic.uraic.ru.