Этот веб-сайт использует файлы cookie для обеспечения более удобного и частного просмотра. Файлы cookie хранят полезную информацию на вашем компьютере для того, чтобы мы могли улучшить оперативность и точность нашего сайта для вашей работы. В некоторых случаях файлы cookie необходимы для обеспечения корректной работы сайта. Заходя на данный сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. 

Фонд «Строганофф»

+7 (3439) 296-269

Рождение реактивной авиации

Рождение реактивной авиации

 

 

 

15 мая 1942 года произошло историческое событие, открывшее эру реактивной авиации: с аэродрома «Кольцово» в воздух поднялся первый советский самолет с жидкостным ракетным двигателем БИ-1.

Создание жидкостных ракетных двигателей во многом определило развитие ракетного двигателестроения в 30-е-40-е годы, когда закладывались основы реактивной авиации. Именно поэтому первый полет Григория Бахчиванджи на самолете БИ-1 стал определяющим в дальнейшем ее развитии.

Главной задачей, поставленной перед советскими конструкторами и учеными в первые дни Великой Отечественной войны, была не просто разработка реактивного истребителя, а создание боевого самолета, пригодного для применения в военных условиях, при этом во главу угла ставилось обеспечение надежности новой машины и необходимого ресурса ее работы.

В этом плане самолет БИ-1 стал настоящей находкой: относительная простота его конструкции давала возможность осуществить массовое изготовление перехватчиков, используя низкосортные материалы и имеющиеся мощности, что делало реактивный самолет особенно ценным.

Эскизное проектирование закончили за 12 дней. Самолет по проекту имел размах крыльев всего 6,5 метра, длину 6,4 метра, шасси полностью убиралось пневматическим приводом, взлетный вес составил 1650 кг, из них 710 кг - азотная кислота и керосин.

Осенью 1941 года, в самый разгар работ, предприятия и специалисты, ответственные за разработку и производство самолета, были эвакуированы в поселок Билимбай, где с ноября 1941 по апрель 1942 года проводилась стендовая отработка и тренировки летчика по управлению работой двигателя.

15 мая 1942 года первый экземпляр самолета, получивший название «БИ-1», доставленный для летных испытаний на военный аэродром «Кольцово» с соблюдением правил особой секретности, был готов к своему первому полету, который продолжался 3 минуты 9 секунд, достигнув всего за одну минуту высоты 840 метров, при максимальной скорости 400 км/ч и максимальной скороподъемности 23 м/с.

По оценке председателя государственной комиссии по первому полету БИ-1 В.С.Пышнова, первый полет БИ доказал возможность полетов при новом принципе создания тяги и открыл новое направление в развитии авиации. Именно полет 15 мая 1942 года открыл эру реактивной авиации, а БИ-1 стал первым боевым истребителем, который самостоятельно осуществил взлет, посадку, боевое маневрирование и полностью прошел Государственные испытания.

О подвиге отважного испытателя помнят в поселке Билимбай, где проводились стендовые испытания двигателя БИ-1. Ежегодно 15 мая здесь проходят памятные мероприятия в честь годовщины подвига летчика-испытателя Григория Бахчиванджи, в 2015 году фондом «Строганофф» был презентован полномасшабный макет самолета БИ-1, а в 2017 году, в 75-ю годовщину со дня первого полета БИ-1, состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память об отважном летчике и о том, что именно здесь когда-то зародилась отечественная реактивная космонавтика.

Информация подготовлена с использованием материалов, находящихся в открытых источниках.

Часть ранее засекреченных чертежей, заключений, выводов о полете 15 мая 1942 года. 

На картинке - Ракетный самолет «БИ» завода 290 НКАП с двигателем Д-1-А-1100 НИИ3 НКБ. архив Душкина Л.С.

 

Нам есть кем гордиться!
Нам есть чем гордиться!
Мы помним и чтим нашу историю!

Оставить комментарий

Другие новости

26.05.2019

Дело Строгановых

26 мая отмечается День российского предпринимательства. История становления нашей страны как государства всегда была связана с деятельностью купцов и промышленников, ведь именно благодаря им осваивались новые территории, развивались города, появлялись объекты социальной инфраструктуры.

26.05.2019

120 лет Свердловской областной научной библиотеке им. В.Г.Белинского

26 мая 2019 года исполняется 120 со дня основания старейшей библиотеки Урала и Екатеринбурга, первого публичного общедоступного книгохранилища города.

18.05.2019

18 мая - Международный день музеев

Этот праздник появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев (ИКОМ) было принято предложение российской организации об учреждении этого дня. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах.

Вернуться к списку новостей